Число российских участников в этом году гораздо меньше, чем в докризисном 2014 году (вот здесь подробности), тем не менее на набережной Круазет и прилегающих к ней улочках ухо постоянно улавливает русскую речь. Кто-то говорит по телефону, кто-то спешит на деловую встречу и по дороге с коллегой обсуждает ее детали, а есть даже такие, кто приехал с семьей и в перерывах между встречами выходит из Дворца фестивалей, чтобы прогуляться с детьми.

Имиджевые встречи
Первый день выставки — самый насыщенный по количеству встреч, переговоров, деловых сессий. Павильон со стендами больше похож на пчелиный улей. Огромное количество посетителей, перемещающихся от стенда к стенду, бесконечные рабочие встречи, на стендах практически нет свободных столиков.

Деловую программу, которая проходила параллельно с выставкой, открывала российская часовая сессия Destination Russia. Зал собрал более 60 ретейлеров, девелоперов и операторов развлечений. Тема дискуссии была обозначена так: «Как вырасти на фоне бума в сфере услуг «по требованию» в российском ретейле». Однако она почти не была раскрыта. Каждый из выступавших, по сути, рассказывал о своем бизнесе. Управляющий партнер ADG group Григорий Печерский — о сети из 39 районных центров, которые компания строит в Москве на базе выкупленных кинотеатров. Их ввод в эксплуатацию запланирован до конца 2020 года. Девелопер хочет создать качественные центры в спальных районах, чтобы живущие рядом люди могли получать там необходимые для повседневной жизни услуги и сервисы.

Президент РСТЦ Булат Шакиров рассказал залу о новом проекте компании — сети детских центров развлечений Zkids club, который она стала реализовывать 10 месяцев назад. «Доля развлечений в российских ТРК составляет 20%, но я верю, что в скором времени она вырастет до 40%. Думаю, что это вопрос буквально следующих 2 лет», — отметил Булат Шакиров, подчеркнув, что компания инвестирует в развитие детских проектов. Для этого была зарегистрирована зарубежная компания со штаб-квартирой в Европе. За 10 месяцев было открыто 10 детских центров, в том числе в Киеве, Минске и Москве. В ближайший год откроются аналогичные центры в Майами, Лондоне и Барселоне, так как компанией уже подписаны договоры аренды.

Управляющий партнер Colliers international Николай Казанский отметил, что в следующем году на рынке торговой недвижимости ожидается оживление по вводу торговых центров, в отличие от нынешнего года (ни в Москве, ни в Петербурге почти не вводилось новые ТРК). Рост произойдет в основном за счет редевелопмента, так как в России более 33% торговых центров старше 10 лет, а в Петербурге, например, их и вовсе более 50%.


Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (1 день)Архив «ММ»


Поднимем бокалы
Спустя 2 часа практически все участники утренней сессии переместились в один из французских ресторанов на деловой обед BestLunch, организованный петербургской ГК «БестЪ» и Arendator.ru. Открытая площадка, на которой разместились гости, вальяжно расхаживающие по песку жирные чайки, идиллически прекрасная солнечная погода — все это больше располагало к неформальному общению, чем к рабочей сессии.

«Давайте поднимем бокалы за то, чтобы ретейлеры и девелоперы всегда все вопросы решали в спокойной обстановке», — предложил тост Борис Кац, директор по развитию сети «Леонардо», чем вызвал у присутствующих бурные аплодисменты. «Конечно, наши ланчи — это больше про общение, чем про бизнес», — отметил генеральный директор ГК «БестЪ» Георгий Рыков.

Но, несмотря на тосты и неформальную обстановку, ретейлеры и девелоперы в течение 2 часов делились планами, опытом и обсуждали нынешнюю ситуацию на российском рынке ретейла и торговой недвижимости.

Модераторами BestLunch выступили Станислав Ступников, руководитель департамента торговой недвижимости "БестЪ" и Игорь Мальтинский, директор департамента развития Melon Fashion Group. Юридический партнер – "Дювернуа Лигал", партнеры – "Школа Бенуа. Франшиза", "МТЛ" и "AVENUE-APART на Малом"

За это время бизнесмены успели затронуть множество тем, например, кому стоит развиваться в Грозном, а кому нет, в каких городах развиваться самому, а какие отдать на откуп франчайзинговым партнерам, стоит ли закрывать ТРК на время реконструкции или продолжать работать во время ремонтных работ, да и вообще, стоит ли ездить на MAPIC в Канны, если уже с прошлого года эта выставка проходит и в России.

По словам президента сети Henderson Рубена Арутюняна, его магазины работают в торговых центрах, в которых идет реновация, и никакого дискомфорта он от этого не испытывает. По словам ретейлера, самое главное — уметь договариваться на этот период работы о более комфортных условиях работы, и ему это прекрасно удается. Директор по аренде сети «Л’Этуаль» Андрей Ларин также отметил, что на период реновации компания всегда получает более комфортные условия оплаты. Это могут быть либо арендные каникулы, либо снижение фиксированной процентной ставки от товарооборота. 

Были от модераторов и провокационные вопросы присутствующим. Например, Игорь Мальтинский, директор департамента развития «Мэлон Фэшн Групп», поинтересовался у представителя «Л’Этуаль», что для компании значит сеть «Золотое яблоко» (челябинская парфюмерная сеть, активно развивающаяся в Москве последнее время). «Нам нравится эта сеть. Мы ее уважаем. Не скажу, что это наш эталон. Рады вашему открытию в «Метрополисе»,— обратился Андрей Ларин к директору по развитию «Золотого яблока» Ольге Русяевой, которая на обеде объявила об этом открытии. Кроме того, топ-менеджер челябинской сети рассказала, что ведет переговоры с девелопером ADG group об открытии в их районных центрах магазинов. «Это будет другой формат, название и маленькие метры», — отметила Ольга Русяева. Также топ-менеджер похвасталась, что в их команду месяц назад из сети «Рив Гош» перешел на позицию директора по недвижимости Евгений Сапфиров, и это приблизит компанию к выходу на петербургский рынок. 


Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)
Mapic 2018 — международная выставка торговой недвижимости (2 день)Архив «ММ»


Хамон и работа
В это время на стендах российских компаний в павильоне, а в этом году их всего лишь восемь, вовсю кипит работа. Особенно сложно попасть к девелоперам, у них расписан каждый час и встречи согласованы за несколько недель до выставки. Например, на стенде петербургской компании FortGroup можно посмотреть, как будут выглядеть московские торговые комплексы (купленные в 2017 году), в которых идет реконцепция. Московский девелопер Группа ТЭН привез на выставку свои новые проекты. Это три торговых центра, которые будут введены в Москве и Подмосковье в 2019-2020 годах. Кроме того, застройщик представил проект реконструкции Ледового дворца «Сокольники». Активно все и на стенде компании «АнтиВор», которая продает ретейлерам противокражное оборудование, а торговым центрам — системы подсчета посетителей. Компания каждый год участвует в каннской выставке и проводит на ней переговоры с потенциальными партнерами.

На зарубежных стендах очень высокая активность у британской сети Tesco и французской Carrefour, просто не найти свободных представителей компаний. Ближе к вечеру не протолкнуться на стендах глобальных брокерских компаний, таких как Colliers и Cushman&Wakefield, видимо, после активной фазы переговоров наступило время угощений. Нарезают хамон, от желающих нет отбоя.