Одно из страшных средневековых проклятий Древнего Китая звучало так: «Чтоб ты жил в эпоху перемен». Это и понятно. Перемены — всегда стресс: разрушаются прежние договоренности, рвутся связи, меняются планы и изо всех шкафов начинают «сыпаться скелеты». Если это происходит изредка, встряска даже может пойти на пользу делу. А если «интересные времена» затягиваются — кричи караул. Смена собственника торгового центра — форс-мажор для его арендаторов, которым приходится проявлять чудеса дипломатии, чтобы пройти этот этап без потрясений. Вести диалог с новым собственником нелегко. Для этого нужно четко знать возможные риски и собственные права.

1

Изменение арендной платы

Как правило, новый собственник стремится с порога повысить доходность торгового центра. И самый очевидный способ это сделать — повысить арендную плату.

Рекомендация:
Чтобы не попасть в число тех, кому повысят арендные ставки просто потому, что так захотелось, нужно четко и недвусмысленно прописать в договоре порядок изменения арендной платы: причины, регулярность и размер повышения платежей.


2

Утрата устных договоренностей, затрудняющих эксплуатацию помещения

Новый собственник — это новая команда. Поэтому все договоренности, которые были с прежними людьми, могут обнулиться с их уходом. И заново придется договариваться обо всем — от условий разгрузки товара до координации маркетинговых акций и режима уборки магазина.

Рекомендация:
Все достигнутые устно договоренности лучше оформлять в письменном виде: или письмами, или дополнительным соглашением к основному договору.


3

Принятие собственником решения о реконцепции ТРЦ и «выпадение» из формата

Еще один распространенный способ повысить доходность ТРК — ротация арендаторов в процессе реконцепции. Как правило, ее начало стремятся приурочить к массовому завершению договоров аренды. Но бывает, что арендатора пытаются переселить до истечения договора. 

Рекомендация:
Если вы сталкиваетесь с желанием собственника вас подвинуть, стоит занять конструктивную позицию и как минимум попытаться добиться для себя каких-то выгод от переезда, если становится очевидно, что «бороться с океаном» не получится. Стоит помнить, что арендодатель не может отказаться от исполнения своего договора с вами без веских на то оснований. Кроме того, у добросовестного арендатора есть преимущественное право на продление договора аренды и право перевести на себя права арендатора. Это весьма действенные рычаги в переговорах.


4

Изменения состава оказываемых услуг и уровня сервиса в ТЦ

К сожалению, в борьбе за доходность новый собственник нередко начинает работу с сокращения расходов. Очень часто это оправданно. Но бывают ситуации, когда это приводит к ухудшению качества сервиса на объекте и снижению уровня положенных арендаторам услуг.

Рекомендация:
На старте отношений стоит прописать в договоре аренды тот минимальный набор услуг, который вам необходим для нормальной деятельности.