Недавно Москва громко прощалась с баром «Симачев». Как пишут в СМИ, здание, в котором работал бар, продают, сам клуб закрывается, повторять его успех где-то в другом месте владельцы «Симачева» не планируют.

Прощание с легендарным баром собрало рекордное количество желающих попасть в клуб, полностью парализовав центр города, и прошло с завидным размахом. Впрочем, как и всегда здесь. С одним только отличием — теперь на вопрос: «Ты где?» — я уже больше никогда не получу ставший мемом ответ: «Ча в Чимаче», это когда твой друг не попадает в буквы клавиатуры на телефоне. Казалось, что прощание коснулось практически всех. Только ленивый не отметился хештегом #simachevforever в социальных сетях, причем не с целью хайпануть, как обычно, а именно искренне и с огромным сожалением. Сожаления по поводу закрытия «Симы», как ласково его звали завсегдатаи, были в общем-то понятны. «Сима» был единственным местом, которое не теряло своей актуальности на протяжении 12 лет, совместив практически несовместимое: поколения 1990-х и 2000-х, блатняк, попсу и злостную музыкальную кислоту, а также политическую элиту, творческую интеллигенцию и подрастающих хипстеров, которые, казалось бы, в реальном мире не пересекутся никогда.

В общем, попробуем разобраться, в чем состоит феномен «Симачева».

Почти любой известный нам успешный проект начинается с того, что однажды кто-то собрался, обычно в гараже или где-то в похожем месте, и решил изменить мир, ну или просто, как говорится, замутить что-то интересное и исключительно для себя. Насколько я знаю, здесь было именно так. То есть ингредиент под номером один — искреннее желание сделать нечто волшебное и «как для себя». Именно из ингредиента под номером один вырастают позиционирование и концепция. В данном случае это:
— клуб для своих с ограниченным доступом, то есть на входе фейсконтроль;
— анти-Пушкин и анти-Вог кафе. Поясняю — нет входа дамам и господам, чьи каблуки превышают высоту кед, и по объему груди и губ можно смело судить о благосостоянии благоверного.



В «Симачев» всегда ценили черные водолазки а-ля no name по цене самолета, драные джинсы, ну и Balenciaga времен Демна Гвасалия (креативный директор торговой марки), куда же без него… Хотя нужно честно признаться, что у охранника Димы, который надежно оберегал границы этого мира от посторонних, глаз был наметан именно на так называемое «душевное родство». Для меня до сих пор остается загадкой, как ему удавалось за долю секунды просканировать каждого пересекающего границу, но факт остается фактом, то, что случалось в «Симаче», оставалось всегда только в «Симаче». Конфиденциальность была гарантирована, а это немаловажный критерий для культового заведения, в котором можно было встретить и полпреда президента, и Боно из U-2.

Следующий важный ингредиент — хлеб, вернее еда и напитки. Кухня здесь была отменна, в маленьком меню было все необходимое, все выполнено на уровне, на который следует равняться многим столичным заведениям про еду. Барная карта также была на высоте, а также список фирменных коктейлей и шотов, которые подавались бесплатно в наиболее напряженные часы, дабы скрасить долгие минуты ожидания своей очереди. А еще бармены помнили о том, кто из завсегдатаев какой напиток предпочитает.

Немаловажно, что «Симачев» работал и днем. То есть атмосфера, хорошая кухня и отличная локализация в самом сердце города делали его привлекательным местом для проведения многих деловых встреч, обеспечивая дополнительную прибыль.

Отдельным пунктом следует выделить важный момент ценового позиционирования. На протяжении всего своего существования «Симачев» отличался гуманным и вполне адекватным для Москвы ценником. Так, салат «Цезарь» стоил 690 рублей, что для заведения в Столешниковом переулке было сущими копейками.

Музыка нас связала — нефигуральное выражение для этого места, именно музыка стала той самой скрепой, соединяя на крошечном пятачке и интеллигента, и чиновника. Видите ли, Алла Борисовна и «Владимирский централ» живут в душе каждого, кто родом из СССР, и даже тех, кто этот самый СССР помнит исключительно по рассказам своих родителей.

И последнее, что уникального было в той самой атмосфере, чем был наполнен воздух этого места, что именно роднит его с такими совершенно удивительными местами по всему миру, как, например, Studio 54 в Нью-Йорке и Cafe de Fleur в Париже. Это была целая эпоха, эпоха ожиданий и надежд, когда все мы, голодные до самореализации и пьяные от предвкушения собственных побед, в буквальном смысле могли свернуть горы. Бар «Симачев» был местом силы, где рождалось все то, что сегодня принято называть концептуальным, от глянцевых журналов до магазинов и брендов одежды. Это была та самая точка притяжения, где ежедневно собирались пресловутые инноваторы, те самые уникальные 2,5%, согласно теории диффузии инновации, которые, по Кончаловскому, глянец не читали, они его создавали…

Именно сюда стремились все те, кто мечтал стать частью или хотя бы прикоснуться к этому волшебному миру свободных людей, имеющих уникальный талант созидания: чиновники, уставшие от бюрократии, высокооплачиваемые топ-менеджеры, мечтающие только о том, как сменить свой двубортный пиджак на драные джинсы и растянутую футболку, иностранцы, которые хотели поглазеть на сумасшедших обитателей российского Studio 54, словом, все те, кто был рядовым исполнителем чужой воли, пусть даже за очень большие деньги. Человек так устроен, что он стремится обладать тем, чего у него нет, попасть туда, куда доступ для него недоступен, и в феномене «Симачева» речь идет именно об этом. Эта особенность человеческой психики всегда была, есть и будет тем секретным ингредиентом, который навсегда вписал бар «Симачев» в список московских легенд.