Апологеты гедонизма с огромным успехом увлекают своей системой мировоззрения, в соответствии с которой наивысшей целью жизни человека считается получение удовольствий, развлечений и наслаждений. Несмотря на то что появилось это философское течение несколько тысяч лет назад, именно в наше время оно становится базовым для все большего и большего количества людей. По правде говоря, гедонизм крайне полезен и без преувеличения даже жизненно важен для процветания бизнеса в целом как социального феномена.

Фундаментальная идея бизнеса — это разработка и производство решения проблем своих клиентов и, как следствие, облегчение их жизни и привнесение в нее счастья. Чем лучше у бизнеса получается решать проблемы клиентов, тем более щедрое вознаграждение от них он получает. Бизнес помогает меньше думать и работать, предлагая все более искушенные и технически изысканные решения. Чем революционнее эти решения, тем меньше людям надо думать своей головой и меньше шевелиться, тем еще успешнее будут идти дела у бизнеса на следующем витке этой все быстрее и быстрее закручивающейся на наших глазах спирали «прогресса».

Бизнес помогает меньше думать и работать, предлагая все более искушенные и технически изысканные решения. Чем революционнее эти решения, тем меньше людям надо думать своей головой и меньше шевелиться.



Реклама как средство коммуникации между бизнесом и клиентом прекрасно реализует эту идею. В ней в том или ином виде в качестве конечного результата для клиента предлагается наслаждение и блаженство. Какой бы продукт или услуга ни рекламировались, они всегда обещают принести негу. Уже сложно однозначно утверждать, что первично. Людям нравится блаженствовать, или нас убедили в том, что мы должны блаженствовать, и тогда мы можем считать, что с нами все в порядке.

Все сильнее и глубже в наши головы впрессовывается штамп: ты успешен, если у тебя есть возможность развлекаться, отдыхать, куражиться, блаженствовать, и при этом обязательным условием декларируется необходимость меньше времени тратить на работу. Работать надо как можно меньше, потому что работа мешает наслаждаться жизнью. Работа требует напряжения, системности действий, а следовательно, концентрации, постоянного развития и самосовершенствования. На этом фоне в качестве эталона мечты настойчиво и ярко продвигается образ повесы без ограничения возраста, который тратит деньги на свои капризы 24/7.

Cоотношение отдыха и труда в отношении 1:6 входит в острое противоречие с фундаментальной концепцией гедонизма и поэтому абсолютно теряет свою привлекательность для проштампованных потребителей удовольствий. 



Гедонизм — прекрасный идейный фундамент для бизнеса. Точнее, он был бы таким, если бы не дефицит чувства меры или, другими словами, пропорция 1:6, где одна доля наслаждения и услады приходится на шесть долей напряженной работы. Однако такое соотношение труда и отдыха входит в острое противоречие с фундаментальной концепцией гедонизма и поэтому абсолютно теряет свою привлекательность для проштампованных потребителей удовольствий. Жаль. Именно чувство меры может спасти от падения в пропасть непрофессионализма и поверхностности несущегося на всех парах по рельсам наслаждения локомотива бизнеса.
Чем больше пропагандируется блаженство и чем меньше государство и бизнес пропагандируют ценность тяжелого системного труда, тем сильнее будет прогрессировать заметный уже сейчас этический недуг общества — он же метафорическая пропасть, в которую и закручивается спираль «прогресса».

При нарушении пропорции 1:6 создается благостная экосистема для роста и цветения прекрасного букета личностных недугов: скуки, лени, иждивенчества, материализма, трусости, эгоизма.

Все эти качества, укоренись они у клиентов, покупателей, гостей и пациентов, безусловно, создают для бизнеса бесконечное месторождение для добычи прибыли 24/7. Тут бы и радоваться, если бы не одно, но весьма существенное но. Зарабатывание денег на эксплуатации наиболее примитивных комплексов человека скорее выглядит как рубка дна судна топором его же командой, находящейся при этом посередине океана. Перспективы и следствия подобного безрассудства очевидны.



Как водитель рано или поздно становится пешеходом, так и потребитель приходит на работу уже в качестве производителя. При этом изнеженное восприятие себя приходит на работу тоже вместе с ним. 



Так же очевидно и то, что практически все клиенты являются чьими-то сотрудниками в компаниях. Как водитель рано или поздно становится пешеходом, так и потребитель приходит на работу уже в качестве производителя. При этом изнеженное восприятие себя: упрощенная картина мира и привычка получать все без приложения усилий — приходит в офисы и на заводы, в салоны и больницы тоже вместе с ним. Вот только теперь эти привычки работают против бизнеса, ослабляя и подтачивая его изнутри. И на этот раз машинисты бизнеса жалуются на низкий моральный уровень своих сотрудников и на то, как по этой причине нынче тяжело стало управлять прибыльным составом.

Машинисты от бизнеса клянут в управляемых ими коллегах:
  • скуку. Сотрудники скучают на работе, потому что работа, как правило, это повторение рутинных процедур, что абсолютно естественно. В реальной жизни очень сложно найти непрерывное наслаждение в работе, а тем более испытывать негу, которой должен наслаждаться каждый успешный человек, по замыслу гедо-проповедников;
  • лень. Является следствием страха перед необходимостью совершать усилия и выводить себя из области комфорта. Стоит лишь отважиться сделать шаг в этом направлении, как сразу придется стыдиться своего жизненного провала, который выпирает на фоне ролевых моделей, без усилий снискавших себе славу и деньги;
  • иждивение. Следствие непоколебимой веры в то, что все должно происходить само по себе со сказочной легкостью. Обязательно мир должен вращаться вокруг центра, в котором гордо расположено Я иждивенца. Без всяких сомнений, этот недуг подавляет волевой и творческий потенциал, от природы заложенный в каждом из нас. В подавленном состоянии эти два потенциала не способны синтезировать информацию с целью создания каких-либо инноваций;
  • материализм. Легализованное убеждение, наиболее глубоко вбитое в головы, что за каждое движение должно быть материальное вознаграждение. В соответствии с этим убеждением жизнь уже больше не жизнь, а майнинг — добыча денег, а человек — прибор для майнинга. Все добытое с помощью биоприбора должно быть конвертировано в удовольствие. Важным условием является и то, что удовольствие должно быть как можно более публичным. Публичность при этом повышает ценность удовольствия прямо пропорционально количеству просмотров любознательными зеваками и их «палец вверх»;
  • трусость. Удовольствие и нега всегда связаны с покоем, но не с риском. Движение, поступок, прыжок в неизвестность несут в себе ужасную опасность. Любой риск дискомфорта является поводом, чтобы отступить и сдать позицию свободной личности и воли ради сохранения комфорта. Тут больше нет места подвигу;
  • эгоизм. Так как гедо-мир должен вращаться вокруг Я, любое отклонение в сторону от оси вращения в интересах других людей является трагедией, угрожающей личному благополучию.
Самолюбование, самообожание, нарциссизм — это игра, в которую играть можно только одному.
Все это по мере все большего роста во всех плоскостях пространства будет все сильнее и сильнее разрушать производственный фундамент создаваемого колосса, который рано или поздно погребет под собой его строителей и обожателей.

Что делать? Во-первых, обратиться к классику менеджмента — А. С. Пушкину с его сказкой «Золотая рыбка». С ее помощью изменить свое восприятие понимания того, что слепая и примитивная жадность заканчивается там же, где и начиналась, — в нищете.

Во-вторых, достать из пыли, очистив от нафталина, здравый смысл, описанный в пропорции 1:6, и больше не грешить с другими пропорциями.


Нужно пропагандировать тяжелый труд, а людей, которые им занимаются, делать героями. Чтобы самый последний двоечник и лентяй в школе на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Отвечал бы: «Человеком впахивающим».



В-третьих, пропагандировать тяжелый труд и людей, занятых им. Всем вместе делать их героями и ролевыми моделями настолько привлекательными, чтобы самый последний двоечник и лентяй в школе на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Отвечал бы: «Человеком впахивающим».

В-четвертых, руководителям наступить на горло своей нарциссической песне и быть скромнее. Да, придется меньше выпендриваться за счет других, зато бизнес будет успешнее и моральный дух сотрудников поднимется. Разве ради этого не стоит потрудиться?