Совокупный объем российского рынка подбора, предоставления персонала и аутсорсинга в 2018 году составил 69, 935 млрд рублей, что на 14% больше, чем годом ранее, выяснили эксперты Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ). Исследование было проведено совместно с MAGRAM Market Research.

В частности, рынок подбора постоянного персонала показал умеренный рост (7,4%). По данным исследования, российские кадровые компании закрыли вакансии на общую сумму 7,993 млрд рублей (в 2017 году речь шла о 7,44 млрд рублей).

Вакансии, которые передавались в работу агентствам, в исследовании разделены на два типа: профессиональный подбор — вакансии специалистов и руководителей, и массовый подбор — однотипные вакансии, не требующие от соискателей опыта работы или специальной подготовки. Средняя стоимость вакансии в профессиональном подборе составила 253 197 рублей, притом что годом ранее это было 296 396 рублей. По мнению экспертов АЧАЗ, на снижение стоимости повлияло распространение услуги аутсорсинга подбора персонала или RPO (Recruitment Process Outsourcing), а также увеличение спроса на молодых специалистов и руководителей проектов и снижение спроса на руководителей среднего и высшего звена.

Средняя стоимость позиции в массовом подборе осталась на том же уровне — 47 901 рубль (по сравнению с 49 919 рублей в 2017-м). По мнению экспертов АЧАЗ, в условиях высокой конкуренции российский рынок требует простых и эффективных решений, которые могут повысить скорость и снизить стоимость услуги массового подбора персонала.

На какие позиции искали в ретейле, % по годам


О том, сколько зарабатывает временный персонал, который нанимают на летний период, читайте здесь.


В распределении вакансий по подбору постоянного персонала по отраслям произошло перераспределение. Самый большой рост показала отрасль Natural Resourсes (нефть и газ, химия, добыча, переработка, энергетика) — 22% (по сравнению с 18% в 2017-м). Эксперты АЧАЗ связывают такой рост с возобновлением некоторых крупных проектов в этих индустриях. Также в 2018 году компании нанимали специалистов и линейных руководителей для сфер «товары народного потребления», life science (фарма, клинические исследования, медоборудование) — по 11%, «промышленное производство» (кроме ТНП) — 10%.

Сфера розничной торговли, ресторанов, гостиниц показала снижение до 9% с 13% в 2017-м. Далее по востребованности идут вакансии в сферах Hi-Tech — 7%, финансы, банки, инвестиции — 8%, строительство и недвижимость — 4%, транспорт и логистика — 3%, автомобилестроение, консалтинг и сервис, агропромышленный комплекс — по 2%.

Операционный директор компании OPEN Group, входящей в АЧАЗ, Ирина Осицкая, говоря о сокращении потребности в сотрудниках в сфере розничной торговли, отмечает, что, в первую очередь, это касается «полевого» персонала и предпринимаемых компаниями мер по повышению эффективности его работы. «В результате, повысились требования как к самим сотрудникам, так и объему выполняемых ими задач. Например, в области мерчандайзинга существует тенденция к объединению функционала мерчандайзера и торгового представителя в одном профайле, что, в свою очередь, оказывает влияние на сокращение общей численности «полевого» персонала». Заметную роль в оптимизации численности кадров также сыграло повышение уровня услуг, оказываемых агентствами», — говорит эксперт.

О том, сколько зарабатывают мерчандайзеры, читайте здесь.