«Тренд»— слово модное, почти такое же, как «хайп». Если ты не произносишь слово «тренд» ежедневно, то ты не в тренде. Знаем ли мы, что это такое и как он формируется?

Заглянув в «Википедию», можно найти простое и доходчивое определение: тренд — основная тенденция изменения чего-либо. В мире, который меняется слишком быстро, держать руку на пульсе надо 24 часа, ведь то, что было актуально вчера, не факт, что будет востребовано покупателем завтра.

Надо ли копать глубже, когда лента Instagram меняется так быстро? Безусловно, да. В качестве примера можно взять динамично развивающуюся сеть пиццерий DodoPizza, в которой управление компанией происходит в ручном режиме, а стратегия фирмы на завтра корректируется на основе опыта, полученного сегодня.

Чтобы понять основные тенденции, которые будут влиять на мир ретейла, не надо быть семи пядей во лбу, надо просто быть ближе к народу. Наблюдая за социальным поведением людей, экономической и политической ситуацией в мире, новинками в технике и электронике, ну и конечно же, моде и музыке, можно легко предугадать, что же будет влиять и менять рынок ретейла.

Если мир озабочен сохранением окружающей среды, то, скорее всего, на парковках ТЦ будут появляться зарядки для электромобилей, на полках магазинов будет все больше вещей из искусственного меха и экокожи и все больше и больше компаний будут сотрудничать с GreenPeace, как компания LeroyMerlin, организовавшая высадку саженцев в лесах Алтая.

Недооцененное влияние социальных сетей будет формировать мнение окружающих о продуктах. Нелестный комментарий на странице ТЦ или магазина сможет сыграть злую шутку, ярким доказательством чего служит скандал, произошедший совсем недавно с модным домом Dolce&Gabbana, и временным закрытием магазина в Китае. Так что, прежде чем шутить, надо уметь предугадать реакцию покупателя на, казалось бы, безобидную шутку.

На прошедшей в Каннах международной выставке MAPIC-2018 доля российского ретейла была мала, как капля в море, и сравнивать наш рынок с европейским так же уместно, как вареники с фуа-гра.

Изложенные ниже тренды будут влиять на существующие ТРЦ в ближайшей перспективе, а мы будем наблюдать за трансформацией рынка торговых площадей, которая еще недавно казалась чем-то из серии «очевидное-невероятное»:

  1. Несмотря на сокращение объемов строительства, ТЦ впервые столкнулись с сильнейшей конкуренцией и борьбой за покупателя.Конкурентом станет не только соседний торговый центр, но и музей, парк, ресторан — в общем, любое место, где покупатель готов потратить свои деньги. Некоторые ТЦ будут увеличивать досуговую и развлекательную часть. К примеру, в конце октября команда ТРЦ «Мозаика» анонсировала программу по усилению досуговой составляющей. Так в скором времени обещано появление открытой площадки воркаут (размещение спортивной площадки на эксплуатируемой кровле) и римских терм. Сегодня в центре уже работает театральный проект и первый в городе горнолыжный симулятор.
  2. Доля online-продаж будет расти, что приведет к изменению форматов offline, сокращению числа магазинов и возможному уменьшению арендуемой площади. Прогноз по формату магазинов на ближайшие годы — флагман, popupи дисконт.
  3. Будет наблюдаться бум в реконцепции фуд-кортов. Иметь у себя под крышей Центральный рынок захочет каждый, но не каждый в итоге его получит. Важным аспектом остается управление авторским фуд-кортом и контроль за качеством еды и сервиса.
  4. Доля развлечений в пропорции квадратных метров ТЦ будет расти, а собственники будут ставить задачу по ее коммерциализации. Перевести квадратные метры в рубли удастся не многим, и здесь в бой за покупателя должен вступить маркетинговый отдел. Велика вероятность привлечения независимых маркетинговых консультантов для выполнения поставленной задачи по увеличению траффика и его конвертации в оборот.
  5. Телефон стал основным инструментом в руках человека, а следовательно, вся информация о торговом центре, арендаторах, акциях и мероприятиях для покупателя должна быть адаптирована, а рекламе в социальных сетях отведено особое место.
  6. Мировая тенденция к ЗОЖ и правильному питанию ворвется в прогрессивные сообщества больших городов, но всю Россию на петрушку не пересадить. Любовь к мангалам и кальянам пока что сильнее подтянутого животика, так что влияние данного тренда придется на топовые торговые центры в мегаполисах.
  7. Сокращение фактических доходов населения, рост коммунальных расходов и цен приведут к сокращению доли потребления, росту микрокредитов и увеличению оборотов у магазинов формата «дисконт». Такие операторы, как «Фамилия», будут наращивать число магазинов, остальным же надо подумать над постоянной программой «акция дня», стимулируя тем самым покупки.
  8. Российский ретейл сохранит свою самобытность и вряд ли сможет конкурировать с европейским или азиатским рынком торговых центров и розничной торговли, так что появление интересных, ярких и концептуально запоминающихся объектов, готовых составить конкуренцию на мировой аренде, маловероятно.