По итогам 2018 года Shopping Index, отражающий посещаемость торговых центров, в целом по всем исследуемым городам (а это Москва, Петербург, города Центрального, Южного, Приволжского федеральных округов, Урала и Сибири) снизился. По оценке специалистов Watcom, в среднем на 5%. При этом в Москве, Петербурге, Екатеринбурге показатель вел себя по-разному. Так, в Москве он упал по сравнению с предыдущим годом на 5,2%, в Петербурге и Екатеринбурге вырос на 0,8% и 7,1% соответственно. Впечатляющий рост последнего эксперты объясняют особенностями города-миллионника. Несмотря на то что Екатеринбург — один из самых обеспеченных торговыми площадями городов страны, за последние 2 года в городе не появилось ни одного нового ТРК. Кроме того, именно ТРК в последнее время становятся местом отдыха горожан благодаря общепиту и семейным развлечениям, что наблюдалось несколько раньше в Москве и Петербурге.

О рынке торговой недвижимости Екатеринбурга читайте здесь.  


Несомненно, на итоговом показателе в каждом из городов сказалась активность посетителей ТЦ в последнюю предновогоднюю неделю года. По словам Романа Скороходова, президента Watcom Group, в это время в трех главных исследуемых городах посещаемость выросла: в московских ТЦ — на 3,3%, в петербургских — на 5,9%, в екатеринбургских — на 6,1%. В целом же по России в этот период рост составил 3,3%. «Предновогодний период является обычно самым успешным с точки зрения посещения и продаж, — поясняет Роман Скороходов. — На последней неделе года Shopping Index вырос, так как практически весь период, начиная с «черной пятницы», люди искали для себя более выгодные предложения, которые активно рекламировались по всем СМИ».

Вообще же посещаемость падает. Снижение интереса россиян к покупкам в ТЦ началось в 2014 году. Подробно об этом ММ рассказывал здесь.  

Ничего хорошего эксперты не ожидают и в 2019 году. Более того, судя по косвенным признакам, падение, по всей видимости, продолжится. Так, по данным Deloitte, россияне не испытывают оптимизма в отношении экономической ситуации в стране. Более 60% считают, что экономика находится в рецессии, год назад так думали 51% респондентов. Выросла до 30% (с 22%) и доля россиян, которые опасаются снижения своей покупательной способности в 2019 году. Обычно подобные настроения не способствуют росту трат. И даже несмотря на то, что, согласно «Ромир», расходы выросли практически во всех категориях товаров и услуг, скорее всего, это происходит из-за роста цен. По данным Росстата, продукты подорожали в среднем на 4,7%, непродовольственные товары — на 4,1%, услуги — на 3,9%. «Экономная» модель потребления окончательно победила: 84% россиян, по данным «Ромир», стараются найти способы купить подешевле. Согласно сентябрьскому опросу сервиса объявлений «Юла» и Research.mail.ru, такая же модель поведения характерна и для 88% интернет-покупателей. Только 12% покупателей не ищут товары по более низким ценам. Средний чек покупок, по данным «Ромир», в целом по стране составил 561 рубль (в 2017-м сумма была 529 рублей), в Москве — 752 рубля, в Петербурге — 734 рубля.

По данным Росстата, реальные доходы россиян за год упали на 0,2%. Последний год, когда доходы еще росли, был 2013-ый. Это означает, что благосостояние россиян падает уже пятый год. Инфляция достигла 4,2% вместо ожидаемых 2,7%. Растет и объем кредитования россиян — в 2018 году он составил 8,61 трлн рублей, что на 46% больше, чем в 2017-м.