Data Insight утверждают, что в 2017-2018 годах именно развитие мобильных платформ и мобильных рекламных технологий стало главным драйвером изменений на российском рекламном рынке. Так, в первой половине 2018 года интернет-реклама стала каналом номер 1 на российском рекламном рынке, обойдя по объемам предыдущего лидера — телевизионную рекламу. По данным участников исследования, объем рынка мобильной рекламы в 2017 году достиг 70 млрд рублей, что составляет 42% от общего объема рынка интернет-рекламы. Эксперты оценивают рост по сравнению с 2016 годом в 75%. Специалисты говорят, что если мобильная реклама росла на 75%, а весь рынок интернет-рекламы всего на 22%, то это означает, что практически весь рост рынка интернет-рекламы обусловлен ростом рекламы на мобильных платформах. Более того, при прогнозируемом в 2018 году росте в 55% (до 108 млрд рублей) мобильная реклама окончательно и бесповоротно обойдет по своим объемам десктопную интернет-рекламу, отмечает в исследовании Андрей Чернышов, вице-президент по стратегическому развитию Dentsu Aegis Network Russia, председатель комитета по мобильной рекламе IAB Russia.



В среднем реклама мобильных сайтов составила 59% (41.3 млрд рублей) всех расходов на мобильную рекламу в 2017 году, реклама мобильных приложений — 41% (28.7 млрд рублей). При этом исследователи отмечают, что расходы на мобильный веб или приложения зависят от категории, к которой относится рекламодатель. Так, рекламодатели из категории FMCG, телекоммуникаций, автомобилей отметили, что от 80% до 100% их бюджетов на мобильную рекламу распределяется на рекламу мобильных сайтов. Мобильные приложения составляют не более 20% бюджета. Рекламодатели в категории e-commerce, интернет-сервисов, наоборот, практически весь свой бюджет тратят на рекламу приложений и лишь небольшую часть (или вообще ничего) — на рекламу мобильных сайтов.

По данным компании Mediascope, общая аудитория мобильного интернета выросла в 2018 г. на 6,9 млн человек (прирост составил около 10%), а аудитория, пользующаяся только мобильным интернетом, — на 4,2 млн человек (прирост за период февраль-июль 2018 составил 21% в сравнении с февралем-июлем 2017). Исследователи отмечают, что чем меньше размер населенного пункта, тем доля аудитории, пользующейся только мобильным интернетом, выше. Так, среди городов с населением больше 700 тыс. человек аудитория только мобильного интернета составляет 15,7% от населения, а в населенных пунктах размером менее 100 тыс. человек — почти в два раза больше — 22,5%. Также исследователи отмечают, что чем моложе пользователь, тем больше вероятность, что он пользуется мобильным интернетом. Так, среди пользователей 12-24 лет аудитория мобильного интернета составляет 92.2% всего населения этого возраста, а около 26% пользуются только мобильным интернетом, без десктопа или смарт-тв. Среди пользователей старшего возраста (45-64 года) аналогичные показатели составляют 45,1% и 14,4%. 



Об исследовании

Исследование «Рынок мобильной рекламы в России в 2017/2018 гг.» проведено компанией Data Insight по заказу Комитета по мобильной рекламе IAB Russia и агентства People & Screens, входящего в рекламную группу Dentsu Aegis Network Russia.
В рамках данного исследования под мобильной рекламой понимается реклама в мобильных приложениях и мобильных версиях сайтов, в которую входят текстово-графические блоки на мобильных версиях сайтов и в социальных сетях, дисплейная реклама на мобильных версиях сайтов (баннеры, rich media, спонсорства), дисплейная реклама в мобильных приложениях (баннеры, media, спонсорства), видеореклама на мобильных версиях сайтов, видеореклама в мобильных приложениях, мобильная поисковая реклама.
За рамками данного исследования остались SMS- и MMS-рассылки, direct mail в мессенджерах, платная реклама на сайтах категории classified, аудиореклама.