В России в первом полугодии 2018 года по темпам роста fast-casual опережал фастфуд в 5 раз и теперь занимает 2% рынка фуд-сервиса. По прогнозу The NPD Group, по итогам 2018 года fast-casual вырастет в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом.

Fast-casual — самый инновационный и динамичный сегмент на российском и международном ресторанном рынках. В сегменте fast-casual эксперты выделяют три отдельных направления: премиальные бургерные (Burger Brothers, «Фарш», Shake Shack), фуд-холлы («Вокруг света», Усачевский и Даниловский рынки, StrEAT), когда на одной площадке работают сразу несколько модных концепций, и современные кулинарии и столовые («Братья Караваевы», Market place, OBED BUFET и пр.), где предлагают понятную и в то же время здоровую еду. Около 85% заведений находится в Москве, однако с 2017 года рестораны стали открываться и в других крупных городах.

Как отдельное направление fast-casual выделился несколько лет назад: от фастфуда концепция заимствовала скорость и неформальность обслуживания, а от демократичных ресторанов — высокий стандарт приготовления еды, где предпочтение отдается свежим ингредиентам.

«Российский рынок до недавнего времени отличался тем, что люди ходили в рестораны ради общения, встреч или на бизнес-ланчи, тогда как в других странах рестораны привлекали вкусной и разнообразной едой, — объясняет руководитель NPD в России Мария Ванифатова. — Теперь же в России выросло целое поколение людей, для которых рестораны — это место, где в приятной атмосфере можно довольно быстро поесть полезную, интересную еду за небольшие деньги, что сейчас как раз и предлагают fast-casual-концепции».

Главный драйвер fast-casual — молодежь от 16 до 35 лет, их доля составила 62% всех посетителей в первом полугодии 2018 года. Для сравнения: доля таких посетителей в фастфуде — 48%. Однако это разная публика, если первые относят себя к фуди и ценят модную атмосферу, то вторые выбирают доступную еду. Кроме того, в fast-casual выше количество вечерних визитов (40% в первом полугодии 2018 года против 30% в фастфуде), поясняют эксперты NPD Group.

На мировом рынке fast-casual лучше всего развит в Великобритании и США, в 2017-м на него приходилось 10,4 % и 6,9 % рынка фуд-сервиса соответственно. Следом идут рынки Германии (3,2%) и Франции (1,4%), а в Испании и Италии заведений fast-casual практически нет.

По наблюдениям NPD, концепции этого сегмента довольно сильно отличаются от страны к стране. В США, например, значимую долю занимают мексиканские заведения и сэндвичи, а в Великобритании — заведения с итальянской, азиатской и здоровой и полезной едой.

В Европе fast-casual конкурирует с демократичными ресторанами, тогда как в России и США — преимущественно с фастфудом. В российском fast-casual средний чек ближе к фастфуду (примерно на 30% выше) и составляет 336 рублей, тогда как в Европе — около 10 евро, что уже вдвое дороже фастфуда и ближе к демократичному сегменту ресторанов.