Значительный объем площадей заявлен к вводу в Москве и Московской области за счет ввода крупных объектов. Среди них, например, такие крупномасштабные проекты, как ТЦ «Саларис» (GLA — 105 тыс. м2 ) и торговая часть парка развлечений «Остров мечты» (GLA — 70 тыс. м2).

На регионы придется менее половины заявленного ввода новых площадей в 2019 году. Будут вводиться средние и малые торговые центры (менее 45 тыс. м2). В других крупных и малых городах строительная активность распределяется почти равномерно — 52% площадей, заявленных к вводу, располагается в городах с населением менее 500 тыс. человек.



В прошлом году новое строительство торговой недвижимости составило 483 тыс. м2. Самым богатым на новые открытия традиционно оказался четвертый квартал. В последние месяцы года было запущено 10 торговых объектов общей арендуемой площадью 219 тыс. м2, что составило почти половину от годового ввода.

Одной из тенденций на ближайшие 2-3 года станет развитие формата аутлетов. В 2018 году был открыт первый аутлет за пределами Москвы и Петербурга — Brands’ Stories в Екатеринбурге (GLA — 10 тыс. м2). В 2019 году анонсировано открытие еще двух проектов в Москве и других городах страны.

Интервью с Брендоном О'Рейли, управляющим директором FASHION HOUSE Group, развивающей аутлеты в Восточной Европе, можно прочитать здесь 




Аналитики Cushman&Wakefield в своем отчете отмечают, что возвращение потребителей в магазины в 2018 году было недолгим. Уже к концу года потребительские ожидания стали ухудшаться. В 2019 году потребительский рынок будет оставаться слабым, и в среднесрочной перспективе можно ожидать стагнации.

Рост реальных располагаемых доходов населения падает пятый год подряд. По итогам 2018 года падение составило 0,2%, свидетельствуют данные Росстата. И хотя в самом ведомстве это падение объяснили погрешностями статистики, тем не менее экономисты считают, что тренд на падение продолжится и в 2019 году. А это, скорее всего, отразится и на сокращении среднего чека в торговых сетях.

В борьбе за внимание потребителя операторы будут пробовать новые форматы, концепции, каналы коммуникации. Например, в конце года онлайн-ретейлер Lamoda запустил первый офлайн-магазин и открыл первую торговую точку в ТЦ «Атриум».

Гибридные форматы и коллаборации часто связаны с точками общественного питания. Операторы связи «МТС» и «Билайн» объявили об открытии кофеен CostaCoffee в розничных точках с максимальным клиентским трафиком.

Крупнейшие ретейлеры осваивают новые ниши. «Магнит» провел тестирование новой для себя концепции и открыл в магазинах кафе формата eat&go, в его планах покрыть всю географию магазинов сети. А Ozon в 2018 году получил лицензию на фармацевтическую деятельность и начал тестировать доставку лекарств на дом, а в этом году планирует запустить доставку еды.