К росту спроса на создание пунктов выдачи заказов и постаматов привели предпочтения покупателей онлайн-магазинов. Клиенты заинтересованы в быстрой доставке своих заказов и хотят сами выбирать удобное время получения заказа, а не ждать приезда курьера целый день. К тому же доставка в постаматы или пункты выдачи обходится дешевле, чем привлечение курьеров, что является одной из основных причин популярности этого вида доставки.

По данным Data Insight, в 2018 году в постаматы и пункты выдачи в России было доставлено 59 млн посылок, что почти в 5 раз больше результатов 2016 года (12 млн посылок). За 2 года объем рынка электронной торговли в этом сегменте вырос на 392%, а CAGR (Compound Annual Growth Rate/совокупный среднегодовой темп роста) — на 112%.

* В компании Wildberries настаивают, что в 2018 году открыли около 2 тыс. точек.
** В компании Lamoda сообщили, что в 2018 году открыли 60 собственных пунктов выдачи, еще 56 им дала покупка PICK-UP.RU.

«Мы рассматриваем тренд рынка в разрезе поведения онлайн-ретейлеров. На графике приводятся кейсы - ситуации открытия ретейлером пунктов выдачи и постаматов. В данном случае у интернет-ретейлера Wildberries данные взяты за 3 квартал 2018 года, а у Lamoda рассмотрен кейс по покупке Pick-Up.ru. Следующие данные взяты из открытых источников и средств массовой информации», - сообщила представитель PwC Анна Смищенко-Миронова.




Популярность собственной сети пунктов выдачи заказов растет: сегодня уже 80% заказов на wildberries.ru покупатели получают в наших точках выдачи. Преимущества этого способа доставки очевидны: получение заказа в удобное время, наличие комфортных кабин с зеркалами для примерки одежды и обуви. Важно отметить, что 80% покупок наши клиенты получают на следующий день и 99% — бесплатно. В 2018 году мы открыли около 2 тыс. пунктов самовывоза, в 2019 году откроется еще 3 тыс. точек. Таким образом, к началу 2020 года сеть пунктов выдачи заказов Wildberries будет насчитывать не менее 6 тыс. пунктов выдачи заказов, расположенных в России, Казахстане, Беларуси, Киргизии и Армении.

В последнее время увеличилась доля постаматов и разного рода пунктов выдачи заказов. Но у постаматов есть один большой минус с точки зрения продавца — они исключают возможность продать еще какой-нибудь товар потребителю. В этом смысле пункты выдачи товара — более гибкий инструмент. С их помощью магазины снижают операционные расходы и продают покупателю дополнительные товары. Кроме того, уровень сервиса в торговой точке гораздо проще контролировать, чем при доставке на дом. Еще один плюс самовывоза — клиент может оплатить товар любым способом — даже при необходимости может оформить на месте кредит.

Мы развиваем все каналы доставки (важно дать покупателю возможность выбрать то, что ему удобнее) сами, а также с партнерами, в частности с «Почтой России», которая становится профессиональным оператором для рынка e-commerce. В Москве 20% поставок товара мы уже осуществляем через постаматы и параллельно тестируем курьерскую доставку (у «Почты России» большой объем перевозок, и возят они быстро).

Впрочем, не у всех игроков запуск пунктов выдачи заказов (ПВЗ) оказался востребованным. Как сообщила руководитель департамента по связям с общественностью группы «М.Видео — Эльдорадо» Валерия Андреева, пилотный проект с ПВЗ не доказал свою работоспособность. По ее словам, действующая омниканальная бизнес-модель ретейлера оказалась более эффективной и востребованной у покупателей — порядка 80% онлайн-заказов клиенты «М.Видео» и «Эльдорадо» забирают в магазинах, так как это удобнее.