Доля развлечений в московских торговых с 2014 года увеличилась с 8 до 15%, сообщил на Днях торговых центров директор по развитию PM&Retail Knight Frank Михаил Сафонов. И это не предел. По прогнозу президента Российского совета торговых центров Булата Шакирова, в ближайшие годы доля развлечений в ТЦ вырастет до 30%, и даже до 40%. 

«Классический шопинг сокращается и в Европе, и в России. На смену ему приходит шопинг впечатлений. Очень скоро слово «торговый» из определения ТЦ исчезнет. Его заменят другие определения — общественный, досуговый, деловой и семейный. Потребителю должен быть представлен максимум услуг: от МФЦ до аквапарка. Даже не могу придумать, чего в ТЦ быть не должно. Современный молл должен отвечать всем потребностям покупателя. И должен быть ориентирован на семейные ценности», — заявил MarketMedia Булат Шакиров.

Доля общепита, который является неотъемлемой частью развлекательной составляющей ТЦ, также растет. «Есть проекты, где он уже составляет 7–12%. И это не только фудкорты, но также рестораны разного размера и формата, кофейни. И, по моему прогнозу, в ближайшие годы доля общепита в торговых центрах достигнет 20%», — прогнозирует Булат Шакиров.

Тренд на увеличение зоны развлечений и питания, на социализацию в ТЦ, очевиден. Это прекрасно для покупателя, но такая стратегия бьет по бюджетам торговых центров. Главное — все нужно делать вовремя. Когда вы услышали, что 30 моллов вокруг вас увеличили зону еды и развлечений, возможно, вам уже поздно делать то же самое. Успешные девелоперы работают на опережение, а будущее торговой недвижимости — в большей уникальности проектов и профилировании ТЦ. Сейчас они жестко конкурируют, поскольку наполнены одинаковыми арендаторами, но в перспективе будет успешен тот ТЦ, который найдет операторов не по принципу «кто заплатит больше» (для успешных проектов), или «кто придет — того и посажу» (для всех остальных). Выиграет тот, кто будет привлекать уникальные бренды, в том числе будет сам выращивать своих будущих арендаторов, организуя бизнес-инкубаторы, ярмарки и маркеты, и поддерживая их самые яркие и интересные проекты.