Как выяснили исследователи «ТОЙ-ОПИНИОН», традицию выехать на природу и хотя бы раз в течение летнего сезона приготовить шашлык, соблюдают около 88% потребителей (по результатам прошедшего сезона 2018 года). Данный показатель стабилен, и на него не влияют ни экономический кризис, ни санкции. Аналогичный показатель был зафиксирован и в 2013 году (86%), и в 2015-м (84%), что свидетельствует об устойчивости предпочтений россиян к шашлыкам.



В среднем жители крупных городов жарят шашлыки около 4-6 раз за сезон, а жители средних и малых городов — 7-8 раз за сезон. «Данный факт обусловлен тем, что жители крупных городов воспринимают выезд на шашлыки как возможность встретиться с друзьями, с которыми в обычное время встретиться не удается. А для жителей малых и средних городов процесс приготовления шашлыка — это семейный ритуал встречи с близкими и дальними родственниками либо дачная традиция», — уточняют исследователи.

Большинство потребителей сохраняют традицию и маринуют заранее шашлыки самостоятельно (64%). Однако необходимо отметить, что увеличивается доля потребителей, предпочитающих купить готовый шашлык в магазине (36%).



Исследователи поясняют: и в таком традиционном ритуале, как приготовление шашлыков, потребитель склоняется к удобству и меняет свои привычки, чтобы сэкономить время. Потребители готовы доверять «шашлыку в упаковке», потому что первый опыт использования продемонстрировал, что качество и вкус практически не отличаются от самостоятельно замаринованного шашлыка. 

Производители «готовых шашлыков», к которым относятся как сетевая торговля, так и производители мясных полуфабрикатов, имеют все шансы расширить объемы этого рынка и занять на нем существенную долю. В настоящее время рынок «готовых шашлыков» находится только на стадии формирования и развития, и его с большой долей вероятности можно назвать одним из перспективных рынков будущего. Лояльность к «готовым шашлыкам» проявляется как в крупных городах, так и в средних и малых городах. В настоящее время доля покупателей «готовых шашлыков в упаковке» выше в крупных городах, но тенденция к увеличению сторонников проявляется и в менее крупных городах. Наибольшую лояльность к «готовым шашлыкам в упаковке» проявляют потребители в возрасте от 20 до 30 лет, а потребители в возрасте от 40 до 50 лет склонны в большей степени сохранять традиции и мариновать мясо для шашлыков самостоятельно.

«Готовые шашлыки в упаковке» выбирают прежде всего по внешнему виду. 83% потребителей «готовых шашлыков» склонны в первую очередь рассматривать, насколько аппетитно выглядит продукт в упаковке, вызывает ли он слюновыделение и тянется ли к нему рука.



Такой «шашлык в упаковке» имеет все шансы быть выбранным и купленным в магазине. Кроме того, такой продукт должен быть свежим («как минимум вчерашней даты производства»), так как это напрямую может повлиять на вкусовые ощущения. При выборе «шашлыка в упаковке» потребители не склонны доверять инновационным технологиям в виде «модифицированной атмосферы» и «инертного газа». Добавленную стоимость при разнице в цене сырого мяса и «готового шашлыка в упаковке» потребители готовы платить за удобство (моментально можно использовать и не нужно тратить время на маринование). Исследователи «ТОЙ-ОПИНИОН» отмечают, что повышается значимость такого фактора, как удобство упаковки. Потребители стали обращать внимание на тип упаковки и больше отдавать предпочтение прямоугольным контейнерам, после того как данный тип упаковки стал активнее предлагаться производителями. Преимущество прямоугольных контейнеров заключается в удобстве транспортировки и удобстве размещения в холодильнике перед выездом на пикник.     

Наибольшая доля потребителей во время пикника готовят шашлыки из мяса (81%), куриные крылышки (26%) и свиные или бараньи ребрышки (18%). Доля потребителей, отдающих предпочтение шашлыкам из мяса, куриным крылышкам, а также свиным и бараньим ребрышкам, достаточно стабильна. В то же время исследователи отмечают рост популярности различного вида колбасок из сырого фарша (+9% за последние 5 лет) и сокращение доли потребителей, покупающих сосиски для использования на пикнике (-11% за последние 5 лет). 

Наибольшую лояльность к колбаскам из сырого фарша проявляют потребители в возрасте от 30 до 40 лет. Потребители в крупных городах склонны проявлять больший интерес к колбаскам из сырого фарша, чем потребители менее крупных населенных пунктов. Потребители средних и малых городов склонны сохранять устойчивый интерес к шашлыкам из мяса и куриным крылышкам. Наиболее активными потребителями сосисок для пикника является аудитория в возрасте до 30 лет. Как поясняют в «ТОЙ-ОПИНИОН», данный факт обусловлен как уровнем доходов данной потребительской аудитории, так и большей склонностью к спонтанности выездов на пикник. 

Сосиски, представленные практически в любых магазинах, приобретаются при возникновении спонтанного желания поехать на пикник чаще, чем другие виды изделий. Можно также сказать, что при увеличении представленности колбасок из сырого фарша доля их сторонников еще больше возрастет.