Тренд на закрытие региональных продуктовых магазинов, начатый в 2015-2016 годах, продолжается. По подсчетам «РБК. Исследование рынков», с конца 2017 года с рынка ушло 35 региональных сетей в России (от семи магазинов и больше). Суммарно это более тысячи магазинов.

«Законы рыночной экономики, помноженные на потребительский кризис, делают весьма вероятным закрытие сетей, работающих в России. В 2017-2018 годах ряд крупных региональных сетей были вынуждены покинуть рынок из-за различных проблем — растущей конкуренции, долговой нагрузки или низкого уровня управления», — говорится в исследовании.

О том, почему закрылись 500 магазинов, можно прочитать здесь



Среди уходов 2018 года можно отметить закрытие в Москве и Московской области свердловской сети «Монетка». Еще на декабрь 2017 года сеть насчитывала 45 точек, а в феврале 2018 года закрыла последние объекты. Уход этой сети поставщики год назад активно обсуждали на одном из отраслевых онлайн-форумов. Некоторые компании выкладывали ответы категорийных менеджеров сети на предложение о сотрудничестве. «Спасибо за предложение. В настоящее время мы закрываем магазины «Монетка» в Москве и Московской области. Новых поставщиков и новые предложения не рассматриваем», — таков был ответ одному из поставщиков из головного офиса сети в феврале 2018 года.

«К сожалению, в январе (2018 года. — Ред.) собственники приняли решение о полном закрытии сети (мы говорим о «Монетке» в Москве и МО). На сегодня у нас осталось 20 магазинов, которые все закроются до конца февраля», — ответили другому поставщику.

В конце 2018 года прекратила свое существование томская сеть «Радуга вкуса», насчитывающая 22 магазина. Закрыла в прошлом году последние 15 магазинов и череповецкая сеть «Чикаго», на ее местах открылись «Магниты».
  
Когда возникли розничные продуктовые сети,
покинувшие рынок в 2017-2018 гг
Чтобы узнать название сети, остановите видео и наведите курсор на интересующую вас точку

Источник: РБК Исследования рынков, СМИ Автор: И.Анишев



В приватном разговоре владелец региональной сети, насчитывающей более 350 магазинов, рассказал, что будет закрываться еще много сетей. «Я бы и сам рад продать свою сеть, очень тяжело вести бизнес, продажи падают, люди экономят на всем, да только покупателей нет», — отмечает бизнесмен.

Розничная сеть «Алые паруса», некогда считавшаяся основным конкурентом «Азбуки вкуса», выставлена на продажу. Ее основатели не готовы отказаться лишь от доли в компании, управляющей знаменитым гастрономом «Елисеевский» на Тверской в Москве, сообщил РБК со ссылкой на свои источники. 

Эксперты уже неоднократно отмечали, что тренд на закрытие региональных сетей будет только усиливаться. Причем закрытия локальных небольших игроков связаны не столько с очередным кризисом, сколько с отсутствием компетенций управленцев. Российская продуктовая розница повторяет европейский сценарий развития, где на долю крупнейших сетей приходится 70-90% рынка. Это неизбежно, так говорили ретейлеры еще до кризиса 2008 года.

Сегодняшняя ситуация показывает, что нельзя выиграть конкуренцию с федеральными монстрами, имеющими по 10-15 тыс. магазинов, продавая один и тот же ассортимент. Слишком разная мощь закупочной силы, мелким сетям поставщики часто предлагают товар по цене выше, чем у федералов на полках. Надо либо уходить в нишевые сегменты, иметь свои какие-то фишки, либо объединяться в какие-то закупочные союзы, советуют профессионалы.

Одна из причин закрытий в регионах — нехватка оборотных средств. Что, в свою очередь, является следствием неумения работать с поставщиками, с товаром, с потребителем. Это системная ошибка в закупках, что приводит к товарным остаткам, неликвиду и т.п., то есть всему тому, что тянет компанию вниз. Причем чем крупнее компания, тем ошибка очевиднее просто потому, что цена ее возрастает. Кризис и выход федеральных сетей в регионы еще больше обнажил эти ошибки местных сетей. Кроме того, у федералов есть инструментарий аналитики, который отсутствует у большинства небольших локальных ретейлеров. У локальных зачастую и уровень компетенции сотрудников намного ниже, в том же категорийном менеджменте, в целом в управлении магазином даже на уровне директора. Местным небольшим сетям не хватает системного подхода к товару, покупателю, ассортименту.

Но при этом выживают одиночные маленькие магазинчики у дома, какого-нибудь совсем старого формата, на самом деле вроде даже странно, что они до сих пор существует. Но они живы, потому что торгует либо собственник, либо это небольшой семейный бизнес, и люди понимают, чем рискуют, так что они будут биться до последнего. Именно поэтому они более внимательны к покупателю, к его потребностям, к тому, что и как делают. У них неширокий ассортимент, а может быть, даже нишевой. Они сами закупают, тестируют товар, с ними проще договариваться местным производителям, в то время как на переговоры с федеральными сетями уходит масса времени, чтобы добиться хороших условий. Именно поэтому в маленьких магазинах в регионах чаще появляются новинки от локальных производителей, а значит, и потребитель доволен. И если такие магазины правильно выбирают товар, могут настроить работу с персоналом, в целом управление (пусть даже в ручном режиме) — это дает результат. Правильная организация дела позволяет небольшому магазину выжить даже в условиях жесткой конкуренции.

Что еще топит региональный бизнес, так это неумение работать с аналитикой. Люди слышали про IT-системы, у кого-то программы даже установлены, но они их не используют. Одним словом, главная причина закрытий — системная ошибка управления.

Еще одна важная причина закрытий — изменение структуры рынка, которое мы наблюдаем. Это и розница, которую открывают многие производители, и появление нишевых магазинов (те же алкомаркеты, магазинчики по продаже розливного пива, появляющиеся в жилых домах). Крупные кучкуются, мелкие — сами по себе, а у тех, кто посередине, откусывают их кусок пирога появляющиеся новые форматы ретейла.