Изменения связаны с двумя причинами. Во-первых, с дефицитом в торговых центрах площадей, которые отвечают запросам крупных ретейлеров.

По данным аналитиков Colliers International, прирост качественных площадей в классических торговых центрах Петербурга с начала года оказался на нулевом уровне. По этой причине вакансия в ТЦ города за последний квартал сократилась на 0,5%.

Вторая причина — более острожная стратегия самих операторов. Девелоперы стали проявлять интерес к новым концепциям торговых площадей, в частности, к фуд-холлам, которые сочетают формат открытых или закрытых рынков с разнообразными ресторанными концепциями от одного или нескольких операторов. О реализации подобных проектов в Петербурге уже официально заявили «Владимирский Пассаж» и «Сити Молл».

Самые активные ретейлеры по объему новых арендуемых площадей в ТЦ это операторы fashion (47%), а также компании сегмента entertainment (25%) и товаров для детей (7%). 

Из заметных событий третьего квартал — заявление о планах развития в России от французской сети косметики и парфюмерии Sephora и китайского производителя бытовой техники и электроники Haier. Обе компании планируют выйти на рынок Петербурга до конца года: Sephora — в ТРК «Галерея», Haier — в ТРК «Радуга». По прогнозам аналитиков, к концу 2018 года вакансия в качественных торговых центрах Северной столицы может достичь минимальных 3%. Сейчас она составляет 3,7%.

Комментарий

Ирина Царькова, директор департамента торговой недвижимости Colliers International:

«Снижение объёма арендованных площадей ожидаемо. Девелоперы стали чаще обращаться к частичной или полной реконцепции своих торговых площадей. А появление новых форматов — тех же фуд-холлов — помогает торговым центрам привлечь новую аудиторию, а также выступает стимулом для перезагрузки концепции самих комплексов, многие из которых в этом остро нуждаются. По нашим данным, на сегодня доля таких проектов в Петербурге превышает 50% от общего числа».