Такой прогноз делают эксперты CBRE. На Москву и Петербург к концу года придется 6 млн м2 (26%) и 3,14 млн м2 (14%) качественного торгового предложения соответственно. Доля городов-миллионников составит 24% (5,6 млн м2), городов с населением более 500 тыс. человек и города поменьше — по 18%, то есть 4,08 млн м2  и 4,16 млн мсоответственно.

По сравнению с прошлым годом предложение качественных торговых площадей в России увеличится всего на 1,3%. Рынок стагнирует из-за того, что доходы населения с 2014 года, когда произошла очередная девальвация рубля, стабильно снижаются. Логика простая: меньше покупают — меньше продают — меньше строят. Правда, в начале этого года на волне предвыборной президентской гонки произошло заметное увеличение доходов бюджетников, и зазвучали прогнозы о скором росте потребительской активности. Но повышение оказалось разовым и локальным. 

На сегодняшний день падение доходов возобновилось. Инфляционные ожидания населения резко увеличились, достигнув в мае 8,6%, констатируют эксперты «ФИНАМ». Ситуация с подъемом ставки НДС (да и с пересмотром пенсионного возраста) также не способствует формированию оптимистичной картины мира ни у производителей товаров, ни у их потребителей. Первые совершенно неизбежно начнут поднимать оптовые цены, а вслед за этим вырастут цены и в рознице. Вторые же всячески постараются экономить, понимая, что от этого больше прежнего зависит их благополучная старость. Иными словами, по итогам этого года существенного роста розничного потребления не будет. А значит, не будет и новых проектов торговых комплексов.

Для крупных российских городов это не критично. Многие из них уже сейчас перенасыщены торговыми площадями. Самара с результатом 682 м2 на 1 тыс. жителей — лидер Европы по этому показателю. Не сильно отстали Екатеринбург (657 м2), Петербург (570 м2) и Нижний Новгород (523 м2). Да и столица, где на каждую 1 тыс. жителей приходится 500 м2 качественной торговли, значительно опережает даже такие столицы шопинга, как Милан (400 м2) и Париж (443 м2). Но потенциал для развития торговли в нашей огромной стране в любом случае больше, чем в Европе. Для его реализации нужно только создать условия.