По сравнению с ситуацией в январе прошлого года посещаемость в торговых центрах Москвы в 2019 году выросла на 0,7%, в Петербурге — на 2,6%. По словам Романа Скороходова, главы компании Watcom, считающей Shopping Index, обычно показатель в январе снижается после рождественских трат (в предпраздничную неделю в Москве значение индекса увеличилось на 3,3%, в Петербурге — на 5,9%).

Январский рост индекса в Москве, не достигший и 1%, общей картины традиционного потребительского поведения не меняет. Рост на 2,6% в Петербурге, по мнению эксперта, в основном происходит за счет туристов, поскольку знаковые моллы находятся в центре города. Отчасти это подтверждают данные аналитического агентства «ТурСтат»: по его оценке, в новогодние праздники город на Неве посетили более полумиллиона туристов.



На рост посещаемости могло повлиять и то, что многие горожане никуда не уехали на новогодние праздники. По данным «Ромир», около 70% жителей России остались на зимние каникулы дома. Понятно, что ежедневные расходы россиян ожидаемо снизились по сравнению с декабрем, когда приходилось делать подарки, готовиться к застолью, — тот же «Ромир» оценил это снижение в 15,3%, однако вряд ли россияне безвылазно сидели дома. Некоторые эксперты замечают, что россияне все чаще ходят в торговые центры на фуд-корты, так как еда становится развлечением, на которое еще есть средства, в отличие от путешествий или дорогого шопинга. Косвенно об этом говорят, например, и данные NPD Group, согласно которым посещаемость кафе и ресторанов в РФ в последний год выросла на 12%, причем за счет демократического сегмента, и в частности фастфуда, который и представлен, как правило, в моллах.

О потребительских трендах в кризис читайте здесь



В целом же по сравнению с докризисным 2014 годом падение трафика по-прежнему существенное: почти 18% в Москве, 11% — в Петербурге. Этот тренд пока остается в силе из-за продолжающегося снижения реальных доходов россиян уже пятый год подряд. Также на снижение посещаемости ТЦ влияет и переход покупателей за покупками в Интернет. По данным «Ромир», объем онлайн-ретейла в России в 2018 году вырос на 32,2% по сравнению с 2017 годом, увеличилась и частота онлайн-покупок — на 21%. Причем в Интернет идут не только за одеждой (13,2% опрошенных россиян) или за непродовольственными товарами повседневного спроса (31,2% респондентов), но и за продуктами питания (40%).



Трафик во всех торговых центров VEGAS вырос от 22 до 27% по сравнению с прошлым годом. Так, в торговом центре «VEGAS Крокус Сити» посещаемость в январе 2019 года увеличилась на 9% по сравнению с январем 2018-го, в VEGAS Кунцево — на 26% (причем этот торговый центр новый, открылся в сентябре 2017 года, поэтому здесь мы фиксируем значительный прирост посетителей ежемесячно). Значительный рост посещаемости был отмечен 2 января. Мы связываем рост трафика с праздничными мероприятиями в торговом центре во время каникул. В ТЦ VEGAS постоянно проводятся развлекательные мероприятия для гостей. К примеру, со 2 по 6 января в ТЦ «Вегас Кунцево» проходило шоу «Изумрудный город» для всех желающих и совершенно бесплатно. Трафик посетителей в «VEGAS Каширское шоссе» остался стабильным в новогодние праздники.

В январе, в период новогодних каникул, трафик стабильно остается на среднем уровне выходных дней. Это связано с тем, что во время январских праздников те жители, кто не уехал из города, посещают кинотеатры, кафе и развлекательные центры. Кроме того, мы широко анонсировали прошедшую в январе зимнюю распродажу, которая традиционно привлекает большое число посетителей. В январе 2019 года мы отмечаем рост посещаемости на уровне 5% по сравнению с тем же периодом 2018 года

В ТРЦ «Охта Молл» рост трафика в январе составил более 17%. Отчасти это связано со стадией жизни проекта, так как торговый центр открылся в августе 2016 года и на данный момент продолжает развиваться. Однако в январе у нас проводились атмосферные мероприятия, включая ярмарку, и серия бесплатных рождественских спектаклей, что также могло служить дополнительным стимулом привлечения посетителей.