Мировые продажи фотоаппаратов в первом полугодии 2018 года упали на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3,9 млрд евро. В натуральном выражении рынок сократился на 15%. При этом единственный сектор, где растут обороты и число продаж, — фотокамеры класса премиум.

Падение рынка в первом полугодии 2018 года — результат удачного начала 2017 года, когда на рынок были запущены новые модели системных (беззеркальных) фотоаппаратов, а также сенсоров и объективов, продажа которых до этого была ограничена из-за землетрясения в Японии весной 2016 года, поясняют в исследовательской компании.

«Чем лучше камера в смартфоне потребителя, тем меньше он задумывается о покупке фотоаппарата. Особенно это касается сегмента масс-маркет. Компактные фотоаппараты (также известные как мыльницы) в путешествии можно заменить телефоном со сдвоенной или встроенной камерой. Так, сегмент фотоаппаратов со встроенными объективами в период с 2013 по 2017 год сокращался в среднем на 30% в год», — сообщается в исследовании GFK.

Мировые продажи цифровых камер

«Растущий спрос на фотоаппараты сегмента high-end тормозит общий нисходящий тренд индустрии фото. Положительная динамика рынка может быть достигнута в том случае, если производители смогут комбинировать все технические характеристики, интересующие потребителя при создании фотоаппарата. Так, например, одного large sensor (с большой матрицей, ред., без 4К, Wi-Fi, Bluetooth) уже недостаточно для того, чтобы модель стала успешной на рынке. Потребитель хочет применять технологические новшества в своем девайсе: использовать возможность выложить видео в Сеть или переслать другу прямо с фотоаппарата. Только так фотоаппарат может конкурировать со смартфоном», — говорит эксперт рынка фототехники и потребительской электроники GfK Маркус Кик.

Ретейлеры, специализирующие на продаже фототехники (фотоспециалисты), выигрывают от нового тренда на приобретение фотоаппаратов премиум-класса. На глобальном уровне доля фотоспециалистов выросла до 44%. Почти 70% их прибыли формируется за счет продажи камер стоимостью 1000 евро и выше. Почти 30% продаж глобального рынка фото осуществляется через Интернет.

Смещение рынка фото в сторону high-end-сегмента также сказывается на рынке объективов. В первой половине 2018 года объем рынка съемных объективов составил 1 млрд евро (в России — 1,4 млрд рублей). Наиболее популярны в настоящее время объективы для беззеркальных (системных фотоаппаратов) — их оборот за последние полгода увеличился почти на четверть.

В то же время у одного из крупнейших продавцов в России мобильной и цифровой техники сети «Связной/Евросеть» продажи в премиум-сегменте остались на уровне прошлого года, но эта категория продолжает вызывать интерес у покупателей, так как техническая начинка у дорогостоящих фотоаппаратов в разы мощнее, чем у смартфонов, поясняют в компании. Кроме того, спрос на дорогие устройства поддерживают профессиональные фотографы.

Директор по управлению макрорегионами объединенной сети «Связной/Евросеть» Елена Искратова отмечает, что по итогам первого полугодия 2018 года в сети объем реализованных фотоаппаратов остался на том же уровне, что и годом ранее. Главная причина затишья на рынке – это мощная конкуренция со стороны смартфонов, которые вполне могут заменить фотоаппарат.

Средняя цена устройства в «Связной/Евросеть» выросла на 13% и достигла 19 тыс рублей. В компании отметили, что 20% всех купленных фотоаппаратов в первом полугодии пришлись на устройства по цене 25 тысяч рублей и выше. При этом спрос сместился на устройства по цене от 12 тыс до 13 тыс рублей (+651%), от 16 тыс до 17 тыс рублей (+240%) и 20 тыс до 21 тыс рублей (+249%).

По оценкам группы «М.Видео-Эльдорадо», в первом полугодии 2018 года сужение российского рынка фототехники замедлилось. Продажи в денежном выражении сократились на 4,5%, в штуках на 18% относительно 1-го полугодия 2017 года (в 2017 году рынок сократился на 19% в деньгах и на 32% в штуках).

"Рыночный спрос продолжает концентрироваться в сегменте профессиональных и премиальных моделей. На фоне общего сокращения объёмов рынка позитивную динамику показывают системные фотокамеры. В целом, их продажи выросли на 36% в деньгах и 27% в штуках, лидеры в этом сегменте – Nikon, Canon и Sony, модели выше 140 тыс рублей показали двукратный рост в штучном выражении, при этом самый популярный сегмент, занимающий половину рынка в натуральном выражении, все еще составляют системные камеры стоимостью до 45 тыс рублей. Средний чек вырос на 10%", - пояснили в пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» .