В России на данный момент работают только шесть аутлетов: четыре в Московском регионе, по одному — в Петербурге и Екатеринбурге. Их общая площадь — 156 тыс. м2. Таким образом, обеспеченность россиян магазинами этого формата находится на самом низком в Европе уровне — 1,1 м2 на 1 тыс. человек. Для сравнения: в европейских странах этот показатель равен 9,2 м2 на 1 тыс. человек, а в США — 90 м2 на 1 тыс. человек.



Но в последнее время развитие аутлетов в России набирает темп. По данным Knight Frank, в 2018 году их совокупные площади увеличились на 56,8 тыс. м2. В частности, в Московской области появился XL Family Outlet (GLA — 39,8 тыс. м2), в Петербурге открылась 2-я очередь Outlet Village Pulkovo (GLA — 6,7 тыс. м2) и начал работу аутлет-центр Brand Stories в Екатеринбурге (GLA — 10,3 тыс. м2).



А в текущем году объем ввода новых аутлетов в России, по прогнозу, на 24% превысит показатель прошлого года и составит 70,5 тыс. м2. Начнут работать два новых аутлета в Москве и один в Петербурге.

Прогноз развития рынка аутлетов в России на 2019 год читайте здесь.



Аналитики Knight Frank подчеркивают, что форматы, предоставляющие товары со скидками (аутлет- и дисконт-центры, магазины формата offprice), находятся на пике популярности. Их посещаемость за последний год увеличилась на 15%. Причем среднее время, проведенное посетителями в аутлетах, в 2 раза выше, чем в обычных ТЦ: 2-3 часа против 1-1,5 часа. А уровень вакансии в столичных аутлетах составляет 3% (за год он снизился на 1%). Для сравнения: в классических ТЦ вакансия сейчас на уровне 7%.



Основной ассортимент в отечественных аутлетах — это стоки модных марок. Специальных аутлет-моделей из-за рубежа в Россию практически не возят. Во-первых, это невыгодно из-за валютных курсов. Во-вторых, из-за узкого рынка сбыта — привозить товары ради пары магазинов бренды не готовы. 

«Именно поэтому развивать аутлеты в регионах так сложно. Туда бренды выходят через партнеров, которые продают стоковый товар в обычных магазинах, где выделены зоны для спецпредложения. Но у формата есть потенциал развития в крупных российских мегаполисах, где аудитория знает международные марки и имеет финансовую возможность их приобрести», — говорит директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. Что касается столиц, то здесь аутлетов пока достаточно. Потенциал для строительства новых объектов появится в результате увеличения турпотока или ограничений суммы беспошлинных трансграничных покупок для россиян.


Аутлет-концепция пока еще не получила широкого распространения в России. Это огромный и перспективный рынок, и в ближайшие 5-8 лет здесь вполне можно открыть порядка 20-25 крупных аутлет-центров. Россиянам нравится модно одеваться, они следят за тенденциями, ищут полюбившиеся бренды. И при этом для них очень важно соотношение цены и качества. Поэтому формат аутлетов должен быть востребован у покупателей. Тем не менее большая группа арендаторов пока не понимает и не рассматривает концепцию аутлетов. И динамичное расширение рынка будет возможно, если аутлет-индустрия приложит большие усилия и потратит достаточно много времени на обучение потенциальных арендаторов.

Сегодня аутлет-рынок сосредоточен преимущественно вокруг Москвы. Однако интересы на рынке инвестиций в недвижимость смещаются в сторону регионов. В первую очередь интересен Петербург — второй по величине город в России, в котором проживает более 5 млн жителей, а также другие города-миллионники. По нашим расчетам, один аутлет-центр может успешно обслуживать 2,5 млн человек.

Расширенное интервью с Брендоном О'Рейли о развитии аутлетов в Восточной Европе и России читайте здесь.





Популярность аутлетов и в России, и во всем мире связана с несколькими факторами. Во-первых, это целевой шопинг с рациональными мотивами (хороший бренд, качественный товар, но дешевле), но и с реальными эмоциями (такой бренд и в 2 раза дешевле! нельзя не купить!). Во-вторых, это развлечение, переключение, прогулка и даже, если хотите, поездка за город для покупателя. Третье — это экономия для современного покупателя, ищущая выхода в достойных форматах (не старые рынки и не дискаунтеры). И четвертая причина — это образ жизни, отраженный и поддержанный в сервисе, архитектуре, дизайне и атмосфере аутлетов. Преимущества этого формата — они очевидны для всех участников процесса. Бренды таким образом выращивают своих приверженцев, девелоперы получают очень высокую конверсию, а покупатели — действительно низкие цены, которые возникают благодаря дешевой земле и недорогой аренде.

Вообще, вся суть формата сводится к прямым распродажам с фабрик производителей. Первые аутлеты, которые появились в США, как раз и были открыты при производствах. А далее этот интересный формат уже подхватила Европа. Сегодня аутлеты-моллы реализуют также нераспроданные коллекции из бутиков и магазинов. Кстати, американцы любят европейские центры, где действуют особые правила, не позволяющие продавать товар низкого качества, да и архитектурные и дизайнерские решения отличны от обычных ангаров.