Как выяснили эксперты hh.ru, после запуска «Виртуального рекрутера» 11% работодателей в России уже применяют искусственный интеллект (ИИ) в работе с персоналом, 49% этого еще не делают, но изучают тему, а 40% респондентов вообще не интересуются этой темой. При этом 33% уверены, что ИИ однажды полностью изменит роль HR в компании.

Изменения затронут, по мнению опрошенных кадровиков, такие сферы их работы, как, например, взаимодействие с кандидатами, не получившими работу в компании, вместо эйчаров рассылкой отказов с объяснением причин займется ИИ. Также именно ИИ сможет помочь эйчарам определять эмоции кандидата по его лицу и жестикуляции, делать оценку соискателя по цифровому следу, проводить exit-интервью перед увольнением, заменить тренеров в digital-обучении, а также заняться мотивацией сотрудников.

Довольно много эйчаров видит в использовании ИИ плюсы для профессии. Так, среди преимуществ для рекрутеров они называют освобождение HR-специалистов от рутинных действий (81% респондентов назвали это в качестве преимуществ работы с ИИ), оптимизацию процесса поиска кандидатов (75%), автоматизацию этого процесса (73%), анализ большого количества данных за короткое время (72%), использование других источников данных о кандидатах помимо резюме (61%), создание новой роли рекрутера, когда он занимается не одной только фильтрацией кандидатов на входе в компанию, а становится HR-партнером и координатором инноваций (59%), рост производительности труда (55%).

Среди рисков для рекрутера некоторые респонденты назвали опасение, что решения о кандидатах будут приниматься без учета человеческого фактора и эмоционального интеллекта (67%), 56% опрошенных увидели в ИИ угрозу для начинающих рекрутеров, выполняющих простые HR-операции, лишиться этой работы, 49% боятся, что ИИ может ошибиться при выборе кандидата, потому что они не очень понимают, на основе каких критериев ИИ делает этот выбор, еще 35% ожидают роста конкуренции в профессии, и 24% полагают, что отсутствие субъективных оценок при принятии решений рекрутером негативно скажется на результате найма.

Комментарий

Пресс-служба Coca‑Cola HBC Россия: «У рекрутеров компании 10 месяцев назад появились виртуальные помощники — роботы «Вера» и «Андрей». Они помогают с первичным отбором кандидатов на рабочие специальности и на участие в молодежной программе подготовки будущих менеджеров. Оба робота уже сделали 5 000 звонков, чтобы подобрать сотрудников для компании.

Робот умеет самостоятельно отбирать резюме по параметрам на сайтах о поиске работы, отправлять e-mail и SMS, уточнять информацию и проводить опросы как среди соискателей, так и текущих сотрудников компании, совершать и принимать звонки. В ближайшем будущем робот освоит технику первичного видео-интервью, обзаведется чат-ботом.

Впрочем, дальше в дело всё равно вступают HR-специалисты. Робот проводит первичную валидацию и отбор кандидатур, позволяет автоматизировать процессы тестирования и оценки, но решения о найме могут принять лишь люди. Кроме этого, технологии еще предстоит получить собственную CRM-систему, чтобы можно было отслеживать историю по каждому кандидату, вести статистику и выгружать отчеты по рекрутменту. Это вопрос времени». 



Комментарий

Пресс-служба ГК «Белый Фрегат» (агрохолдинг с предприятиями по производству птицы, комбикормов и переработке мяса): «На нашем производстве мы не используем функционал искусственного интеллекта HR. Думаю, что пока мы не видим в этом необходимости, так как делаем больший акцент на человеческий фактор. Конечно, это может быть удобно при длительном и утомительном процессе подбора персонала, взаимодействии с сотрудниками и ответах на их стандартные вопросы, в таком случае в компании могут быть использованы чат-боты. Они освобождают сотрудников от рутинной работы и дают время для иных стратегических и наиболее важных задач. Важная составляющая работы с человеком – эмоциональный фактор. Роботы и автоматизация не смогут заменить это качество, а оно является первостепенным при том же подборе персонала. Может быть в будущем это станет возможным, но пока что роботизированные структуры одноканальные и ограниченные в своем действии». 


Комментарий

Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»: «Когда не нужна индивидуальная оценка высококвалифицированного сотрудника или руководителя, а требуется, например, провести массовый подбор для однотипной работы, роботы и программы рекрутинга вполне способны заменить людей. Так, мы проводили автоматический отбор сотен кандидатов для строительства жилого комплекса. Для десятков вакансий строителей, бетонщиков, водителей работодатель дает жесткий список требований (уровень квалификации, опыт работы, отсутствие судимости и т.д.). В соответствии с ним программа фильтрует кандидатов, заменяя на проекте 3-7 человек. Планируем для крупных задач и далее использовать роботов».