Роман Скороходов, президент Watcom Group, говорит, что этот спад традиционный. По его словам, после ажиотажной подготовки к 1 сентября, когда родители собирали детей в школу, активность схлынула. Но виноват не только школьный шопинг, тем более что ранее, накануне 1 сентября, исследователи отмечали не свойственный этому времени спад посещения торговых центров. И лидером падения оказалась Москва — минус 11%. Спустя неделю после 1 сентября этот показатель повторила Казань — минус 11,3%.



В каждом городе могут быть свои причины снижения потребительской активности, отмечает Роман Скороходов. Но если говорить в целом, то сказывается сезонность — потратили деньги на школу, можно передохнуть. А кроме того, проявляется возникший еще в 2014 году негативный тренд покупательской активности. На него в свое время повлияли разные факторы: рекордный ввод коммерческих площадей, неблагоприятный экономический фон и политическая ситуация с Украиной.

В первом полугодии 2018 года, по данным Colliers International, торговые площади Казани (за исключением рыночных комплексов) занимали 846 тыс. м2. Из них 84% (706 тыс. м2) приходится на торговые центры, более половины (383 тыс. м2) — это 11 ТРК, остальные (около 137 тыс. м2) — отдельно стоящие здания гипермаркетов международных и федеральных сетевых операторов.

В компании UD Group, в управлении которой находится более десятка объектов коммерческой недвижимости в Казани, подтвердили традиционное снижение покупательской активности, пояснив его тем, что основные траты потребители делали накануне 1 сентября. «Однако, если в 2017 году снижение составляло 9%  в этот период, то в 2018 году —16%», — отметили в UD Group. В компании такое снижение связывают, в первую очередь, с тем, что у жителей Казани в этом году появился дополнительный выходной день — 30 августа, и с тем, что 1 сентября выпал на субботу. «Традиционно, в выходные дни люди охотнее посещают торговые центры и мы фиксируем увеличение трафика», — сообщили в компании.