Интернет-торговля в России стремительно развивается. Если 5 лет назад ее обороты составляли всего 713 млрд рублей, что соответствовало 2,4% общего объема розничной торговли в стране, то в этом году сегмент разрастется до 1,25 трлн рублей (4% оборота розницы в России). Такой прогноз экспертов Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) был озвучен на федеральном форуме PROEstate. В том же прогнозе, расширенном до горизонта 2020 года, e-commerce занимает уже 4,7% общей розницы в стране, а его оборот достигает 1,58 трлн рублей.

Правда, в беседе с MarketMedia эксперты АКИТ уточнили, что в связи с новыми вводными данными (в частности, с созданием маркетплейса «Беру» от «Яндекса» и Сбербанка и повышением ключевой ставки Центробанка) прогноз по выручке онлайн-торговли в России будет несколько пересмотрен. Аналитику по рынку e-commerce в России АКИТ планирует опубликовать по итогам 2018 года.



Комментарий

Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»:

Симпатизируя интернет-торговле, конечно, следует говорить о ней лишь в превосходных тонах. Но, чтобы восторгаться достижением 4,7% от общей розницы к 2020 году, нужно, наверное, трудиться в этой отрасли и быть ее патриотом. На самом деле темпы прироста 20-22% в год, которые демонстрирует этот сегмент, довольно умеренные. Сам Интернет развивался быстрее, а мобильная связь — еще быстрее. Основная причина роста показателей интернет-торговли — это как раз хорошие уровни проникновения Интернета и мобильной связи в нашей стране. В случае Интернета это 71%, а в случае мобильной связи — больше 92%.

По мере того как пользователи Сети набираются опыта, они переходят от поиска информации и общения в социальных сетях к более сложным действиям, связанным с принятием сложных решений и более высокими рисками. В частности, к подписке на услуги и заказам товаров. На накопление опыта уходят несколько лет — это создает задержку или лаг. Но фундамент для электронной торговли уже готов.

Другими важными компонентами являются доставка товаров и их оплата — а они, конечно, развивались только вслед за потребительским спросом, не стремясь его опередить. Можно обратить внимание, как часто стали появляться новости от «Почты России», банков и платежных систем. Они увидели большой и перспективный рынок и создают инфраструктуру для него. Поэтому темпы роста электронной торговли у нас, может быть, и не столь велики, как могли бы быть в идеале, зато они держатся уже десятилетие. Если так пойдет и дальше, доля покупок онлайн составит 30% всего оборота. Это не кажется чем-то чудовищным. А значит, вполне возможно, что так и будет.

Что будет с традиционной торговлей в этой связи? Думаю, она постарается возглавить этот процесс. Однако в Интернете, как известно, действует принцип «победитель забирает всё». На глобальных рынках таких победителей хорошо видно — например, Amazon, капитализация которого недавно ненадолго превысила триллион долларов. Прогнозируют, что в будущем году Amazon обойдет компанию Apple по объему продаж — они превысят четверть триллиона долларов.

На роль лидера нашего рынка будут претендовать отечественные розничные сети, совместные предприятия крупнейших интернет-холдингов с банками, с глобальными игроками. Прибыль будут получать только крупнейшие игроки рынка. А для остальных электронная коммерция со временем превратится в призвание, дело жизни и способ самореализации, но прибыли приносить, скорее всего не будет. Вся прибыль будет доставаться нам — потребителям.